Ни одна сделка, завещание, доверенность или согласие не будут удостоверены, если нотариус усомнится в том, что заявитель понимает значение своих действий и может ими руководить. Это позволяет защитить человека от необдуманных решений и влияния недобросовестных лиц, а подписанный им документ — от возможного оспаривания в суде, когда пострадать могут и другие люди. Например, если недействительным признают договор купли-продажи жилья, покупатель может потерять и недвижимость, и потраченные на нее деньги. Задача нотариуса — этого не допустить.
Официальный статус
Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства, работать, заводить семью, владеть имуществом, покупать или продавать что-то и так далее. Способность самостоятельно реализовывать гражданские права, понимать значение и нести ответственность за свои действия входит в понятие дееспособности. По общему правилу в полном объеме она возникает с 18 лет.
Бывают ситуации, когда взрослый гражданин признается недееспособным или его дееспособность ограничивается. Например, из-за серьезного психического заболевания, алкоголизма, наркомании или зависимости от азартных игр. В таком случае человек не может отвечать за свои поступки и самостоятельно осуществлять свои гражданские права. Для него может быть назначен опекун, который действует с согласия органов опеки и попечительства.
Решения по дееспособности принимаются в судебном порядке и отображаются в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) — как дополнительная информация о владельце объекта. Нотариус обязательно проверяет наличие такой записи, однако данный источник не является исчерпывающим. Гражданин, который по сути является недееспособным, может не иметь этого статуса, если в суд не подавалось соответствующее заявление. Сделать это могут члены семьи, органы опеки и попечительства, медицинское учреждение и другие уполномоченные органы.
Иногда, конечно, и безо всяких официальных статусов видно, что человек не в порядке. Например, однажды к нотариусу обратился мужчина, который вел себя нормально, но в какой-то момент начал издавать птичьи звуки между фразами. У другого нотариуса женщина просила «аннулировать брата», потому что он на нее не похож, требовала выдать ей свидетельство о праве на «золотые монеты Николая II» и обвиняла сотрудников конторы в том, что они прилетают к ней на тарелке и проникают в квартиру через форточку.
Однако далеко не всегда проблемы с ментальным здоровьем и нестабильное эмоциональное состояние человека заметны невооруженным глазом. У нотариусов же есть большой опыт общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Зачастую это помогает им видеть то, что скрыто.
История из практики: к нотариусу обратились люди для удостоверения купли-продажи квартиры. Сведений о недееспособности продавца не было, однако в процессе разговора выяснилось, что муж этой женщины много лет запрещал ей общаться с кем-либо, кроме него. После смерти супруга женщина не понимала, как быть дальше. Подоспевшие родственники решили этим воспользоваться и уговорили ее продать квартиру. Вероятно, у них были свои планы на вырученные средства.
Нотариус заметила, что собственница подавлена и дезориентирована, и посоветовала получить заключение специалиста. Оно оказалось однозначным — продавец не отдает себе отчета в своих действиях. Сделка не состоялась. Более того, соседи женщины подали заявление в органы опеки, а те обратились в суд, чтобы признать ее недееспособной и взять под защиту.
Сами нотариусы, конечно, психиатрами не являются и диагнозы посетителям ставить не могут. Однако они подробно беседуют с каждым заявителем, чтобы проверить, как он ориентируется в том, что происходит. Один из частых тревожных звонков — когда человек не может сказать, какой сейчас год или где он находится.
Реальный случай: к нотариусу пришли внучка с бабушкой для удостоверения договора дарения квартиры. Пожилая женщина была со вкусом одета, спокойно разговаривала и объясняла, чего хочет. Настораживало то, что она все время улыбалась, вставала посмотреть в окно или понюхать цветы. Нотариус не торопилась ставить печать на документе и в процессе беседы выяснила: потенциальная дарительница думает, что находится на приеме у психотерапевта. Сеанс был окончен, сделка не состоялась. Девушка, знавшая о проблемах бабушки, осталась ни с чем.
Помимо вопросов о самом человеке — где родился, кем работал, с кем живет и так далее, нотариус может спросить, например, кто сейчас президент в какой-нибудь крупной стране и даже чем одна пословица отличается от другой. Важно понять, способен ли собеседник дать логичный и развернутый ответ.
Обязательный вопрос — зачем человек пришел или пригласил нотариуса к себе. Если кто-то путает договор дарения с завещанием или согласие с доверенностью, но после разъяснений все встает на свои места — это нормально. Однако если после многочисленных объяснений заявитель не может разобраться в смысле и последствиях документа, это станет для нотариуса стоп-фактором.
Нотариус не только слушает, что ему говорят, но и смотрит, как человек выглядит. Эксцентричный наряд, замысловатые шляпки или неопрятный вид могут свидетельствовать о каких-либо расстройствах. При этом необычная внешность и поведение не всегда являются показателями «чего-то не того».
Один из примеров: на прием к нотариусу пришла женщина, которая общалась очень эмоционально, закатывала глаза, взмахивала руками. Оказалось, это была актриса, которая выкроила время для оформления документов буквально в перерыве между репетициями и просто не успела выйти из образа.