Рабочие будни нотариуса не всегда проходят в привычных стенах нотариальной конторы. Порой нотариусам приходится работать даже на корабле, осматривая трюмы и проверяя целостность палубы. К чему — встретить нотариуса на корабле, и чем он может помочь капитану судна, рассказываем в этой статье.
В России ежегодно совершаются десятки миллионов нотариальных действий. Среди ключевых драйверов роста спроса: нотариальные действия с «цифровой» составляющей, удостоверение сделок и работа для корпоративной сферы. При этом в нотариальной практике есть редкие и необычные действия, которые тем не менее очень важны для определенной категории заявителей. Например — морской протест. Он востребован работниками морского и речного флота, профессиональный праздник которых отмечался в июле.
Морской протест — это заявление капитана судна о происшествии, которое случилось в период плавания или стоянки и может стать основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований. Оно подается в любых случаях, при которых так или иначе пострадало имущество — либо самого судовладельца, либо ему вверенное. Это может быть и авария, и шторм, и порча груза из-за неправильной загрузки или нарушения условий транспортировки.
Морской протест принимается нотариусом в целях обеспечения доказательств. Если происшествие произошло в российском порту, российский капитан обращается в нотариальную контору. За рубежом есть альтернатива — консульские учреждения. Моряки других государств также обращаются к российским нотариусам, реже — в дипломатические представительства.
Совершение морского протеста может потребовать специальных знаний и даже особой выдержки. Так, например, нотариус Людмила Русакова, самый опытный «протестный» специалист от нотариата в Санкт-Петербурге, прошла курсы капитанов, чтобы лучше разбираться в специфике этой темы. По словам нотариуса, в ее практике встречаются разнообразные случаи.
«Однажды грузовое судно шло по Неве вечером. По пути встретилось прогулочное судно с рестораном на борту, — рассказывает Людмила Русакова. — На прогулочном судне на палубе стояло пианино. Была допущена небрежность в управлении, чиркнулись бортами. И пианино уехало на палубу другого судна. Такой был морской протест, а что — борта помяты, имущество пострадало».
Еще одна история связана с экзотическим животным. Нотариусу позвонил капитан судна, в трюме которого в Петербург доставили крокодила, и пожаловался, что тот «не шевелится». Обычно нотариус составляет акт о морском протест на основании заявления и опроса капитана судна, данных судового журнала, беседы с другими членами экипажа, если это необходимо. Однако в данном случае Людмила Русакова отправилась на борт.
«Открывают трюмы, а крокодил лежит кверху брюхом. Думаю, что же делать: морской протест или нет? С одной стороны, крокодил — живая тварь. С другой, как ни крути — это груз. Причём, явно пострадавший. Вдруг, на мое счастье, этот крокодил бездыханный перевернулся! Морской протест отменился», — поделилась нотариус.
Цель морского протеста — обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно причин и обстоятельств происшествия, в том числе информацию об ущербе. Также заявление должно содержать описание мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.