На российском рынке появляются все новые бренды и товары. Только за два месяца 2022 года в Роспатент, по информации ведомства, было подано почти 15 тысяч заявок на товарные знаки, а в прошлом году их количество превысило 100 тысяч. Зарегистрированный логотип или название продукта могут претендовать на правовую охрану. Однако недобросовестные предприниматели нередко используют чужие имена и элементы фирменного стиля на своих вывесках, товарах и в рекламных материалах. Рассказываем, где грань между «вдохновился» и «присвоил», как нотариус помогает владельцам компаний защитить свои права и что грозит нарушителям.
Всего по состоянию на 1 мая в России зарегистрировано более 770 тысяч товарных знаков. Это средства индивидуализации, и они являются такой же интеллектуальной собственностью, как произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, изобретения, технологии производств и так далее. В ходе экспертизы отсеиваются варианты, дублирующие или сильно напоминающие уже зарегистрированные бренды. Однако не всегда случайные совпадения или попытки «выехать» на чужой славе пресекаются при регистрации, ведь ее может просто не быть. Особо находчивые игроки рынка копируют чужие товарные знаки или слегка их видоизменяют — и используют в своих целях без всяких формальностей.
Даже если нарушителя ловят за руку, не факт, что он раскается и добровольно перестанет посягать на чужую интеллектуальную собственность. Зачастую реальному владельцу товарного знака приходится защищать свои права в суде. И успех мероприятия во многом зависит от того, как собраны и оформлены доказательства.
Если просто показать фотографию, например, вывески с украденным названием, могут возникнуть вопросы: когда, где и как был сделан снимок, не колдовал ли над ним мастер фотошопа. Другое дело — если вывеску осмотрел нотариус, протокол которого обладает повышенной доказательной силой и гарантированно будет принят судом к рассмотрению. Даже если к этому моменту плагиатор скроет все следы нарушений. Нередко обратиться за обеспечением доказательств именно к нотариусу советуют адвокаты и даже судьи. Как правило, это помогает истцу защитить свои интересы и выиграть дело.
Пример из практики: в нотариальную контору в Москве обратился индивидуальный предприниматель, который производит и поставляет в кафе пирожные без сахара. Заявитель обнаружил, что некое ООО незаконно использует его товарный знак, и попросил это зафиксировать. Нотариус осмотрел сайт нерадивого конкурента, сделал скриншоты, составил протокол, что помогло предпринимателю выиграть суд.
Похожая ситуация произошла в Челябинске. Самозванцы продавали бензин под брендом крупной нефтегазовой компании. Нотариус посетил несколько заправок: покупал топливо, брал кассовый чек, фотографировал брендирование, лицензии и сертификаты, вывешенные в общем доступе. Параллельно весь процесс снимался на видео. В итоге вопрос был урегулирован без суда: нарушители взвесили свои шансы и отступили.
Нотариусы рассказывают, что подобных запросов — довольно много. Люди организовывают небольшой бизнес в социальных сетях или на торговых площадках, продают контрафакт по заниженной цене и думают, что корпорациям не до них. Однако зачастую крупные компании оперативно вычисляют такие вещи и реагируют на них, даже если речь идет об очень маленьких объемах продаж.
Так, к московскому нотариусу обратился представитель автоконцерна. Некая компания продавала через онлайн-магазин якобы оригинальные запчасти от этого производителя. Заявитель оформил «самовывоз» из пункта выдачи и приехал туда вместе с нотариусом. Тот зафиксировал факт оплаты и получения товара, сопроводительные документы, в которых было указано наименование производителя, данные посредника и другие детали. Благодаря этому в суде удалось доказать и пресечь реализацию поддельных запчастей.
Иногда помощь нотариуса не ограничивается «контрольной закупкой». В одном из случаев фиксировался факт незаконной продажи базы данных. После того, как реальный владелец направил официальную претензию злоумышленнику, тот не придумал ничего лучше, чем написать об этом на форуме в интернете. Человек фактически признался, что нарушил закон, и просил совета у пользователей. По просьбе клиента нотариус отследил и зафиксировал и эту переписку — как дополнительное доказательство. У нечестного продавца не осталось никаких шансов выйти сухим из воды.
Важно знать, что нарушением является использование не только тождественного товарного знака, но и схожего до степени смешения. Похожим может быть текст, стиль, графические элементы. У товарного знака может быть охраняемая и неохраняемые части. То есть, например, рисунок из определенного логотипа копировать нельзя, а текст — можно. Важным фактором является сфера деятельности. Если один и тот же товарный знак используют компании одной категории, допустим, салоны красоты, — тут явное нарушение. А если одинаковые названия носят магазин сантехники и блог про бабочек — это, скорее всего, проблем не вызовет.
В законе нет единых параметров и четкой границы между «плагиатом» и «вариацией на тему». В каждом конкретном случае решение принимает суд, учитывая совокупность факторов. Он может делать это самостоятельно или привлекать лицензированные экспертные организации. В любом случае для полной картины требуются подробные и корректно собранные доказательства. Эту часть подготовки к разбирательству разумнее всего доверить нотариусу. При обеспечении доказательств нотариус последовательно описывает буквально каждый свой шаг и логику процесса. Структурированный и всеобъемлющий протокол помогает компетентным органам быстро вникнуть в суть дела и сократить сроки его рассмотрения.
Что может грозить плагиаторам и тем, кто промышляет контрафактом? Первое и самое очевидное — судебный запрет на использование «украденного» знака, в том числе в доменном имени. Товары, на которых такой знак размещен, признаются контрафактом и изымаются из оборота. Кроме того, истец может запросить компенсацию от 10 тысяч до 5 миллионов рублей — точную сумму определяет суд. Также пострадавшая сторона имеет право требовать возмещения убытков — здесь суммы не ограничены, но их нужно обосновать документами и четкими расчетами.
Может дойти и до ликвидации компании-нарушителя. Суд принимает такое решение только по обращению прокуратуры — в том случае, когда организация совершила грубое нарушение или уже привлекалась за подобные злодеяния. Также в соответствии с законом может применяться административная и даже уголовная ответственность (с лишением свободы на срок от 2 до 6 лет в зависимости от нюансов).
В настоящее время зарегистрировать товарный знак, а значит — претендовать на его охрану, может только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Однако в Госдуме рассматривается законопроект, предоставляющий такую возможность всем гражданам, в том числе самозанятым, исполнителям по гражданско-правовым договорам, адвокатам, патентным поверенным и даже нотариусам.