76% от всех обращений к нотариусам за обеспечением доказательств касается фиксации правонарушений в соцсетях, мессенджерах и на различных интернет-сайтах. При этом в Поволжье (в частности, в Кировской области и Татарстане), в Санкт-Петербурге и Краснодарском крае этот показатель уже перевалил за отметку в 80%. Рост спроса на это нотариальное действие во многом обусловлен, в том числе, остротой такой проблемы как кибербуллинг. Жертвой последнего может стать кто угодно — от суперзвезды или лидера мнений до абсолютно беззащитного ученика обыкновенной средней школы.
Качество образования, взаимодействие с учителями, успеваемость, поведение — каждый родитель найдёт, о чем потревожиться в преддверии 1 сентября. Не меньше беспокойства вызывает и то, как сложится общение ребенка с одноклассниками, сможет ли он влиться в коллектив и не станет ли он жертвой нападок. По оценкам разных экспертов, именно с травлей в России сталкивается каждый второй ребенок. При этом значительная доля случаев травли здесь приходится на так называемый кибербуллинг — травлю в соцсетях, мессенджерах, на игровых платформах и т.п. Более того, по данным исследования НИУ ВШЭ с цифровым буллингом в России сталкивались когда-либо и более 42% преподавателей.
Конечно, не каждый случай травли приводит к каким-то ужасным последствиям для жертвы и требует столь серьёзных ответных мер, как обращение в суд. Однако случаи, когда именно жесткий хейт, высмеивание и разного рода унижения в соцсетях провоцировали психическое расстройство вплоть до попыток суицида, тоже есть, и их не мало. Более того, нередки ситуации, когда «оффлайн»-буллинг перетекает и получает свое развитие именно в интернет-пространстве. Одна из подобных историй этим летом произошло в детском лагере на Урале: девочку избили ее же соседи по отряду, а потом видео с издевательствами над ней было опубликовано обидчиками в общих чатах и пабликах лагеря. Как результат, травля над ребенком продолжилась уже вне стен «оздоровительной» организации — в комментариях и личных сообщениях в ее адрес.
Что могут сделать родители, чей ребенок стал жертвой буллинга, в том числе в виртуальном пространстве, и выходки агрессоров явно выходят за пределы невинной насмешки или игры? Помимо обеспечения психологической поддержки и защиты ребенка отнюдь не лишней будет фиксация доказательств нарушения его прав в сети. При этом, когда речь идет о переписках и постах в соцсетях, лучше отказаться от самодельных скриншотов в пользу осмотра веб-страниц и составления на их основе протокола у нотариуса. Именно зафиксированные нотариусом доказательства в силу особого статуса можно будет представить суду, даже если к моменту рассмотрения дела обидчик успеет удалить, скрыть или как-то скорректировать их (а сегодня такие функции доступны почти в любом мессенджере или соцсети).
Процедура нотариального осмотра интернет-страниц не займет много времени — самое главное, успеть обратиться к нотариусу до того момента, пока публикация находится в доступе. Что актуально, сегодня это нотариальное действие доступно и в онлайн-формате: заявитель может обратиться за ним прямо из дома или из любого другого места, где есть интернет, — достаточно будет зайти в личный кабинет на портале Федеральной нотариальной палаты.
Вне зависимости от формата обращения выбранный для обеспечения доказательств нотариус зайдет на необходимые интернет-страницы со своего рабочего компьютера, сделает их скриншоты и составит протокол осмотра сайта. В этом документе будут отражены все действия нотариуса, содержание интернет-страниц, данные о заявителе, место и дата совершения нотариального действия. В результате, на руки заявитель получит нотариально удостоверенный протокол, скриншоты содержащих доказательства страниц, и, если необходимо, аудиозаписи, видеоматериалы, фото и т.п. То есть у жертвы буллинга появятся реальные шансы защитить свои честь и достоинство, а также заставить обидчиков понести наказание.
В случае, если нотариальное действие осуществлялось удаленно, протокол будет удостоверен специальной электронной подписью нотариуса и направлен заявителю в цифровом виде. При необходимости заявитель сможет перевести этот файл в бумажный формат в любой удобной нотариальной конторе.
Кстати, в практике нотариусов бывали и случаи, когда зафиксированные нотариусом скриншоты с перепиской в соцсети помогли вывести на чистую воду истинного инициатора конфликта и защитить невиновную сторону от необоснованных обвинений и требований возмещения ущерба (как морального, так и материального) со стороны родителей прикинувшегося жертвой абьюзера.
Еще один вариант нотариальной помощи школьникам, которые стали невольными свидетелями дошедшего до суда конфликта, — обращение к нотариусу вместо допроса в суде. Это также будет одной из разновидностей обеспечения доказательств, суть которой состоит в фиксации показаний свидетеля. Для кого-то именно такой вариант дачи показаний поможет избежать большого стресса, даст возможность собраться и спокойно рассказать, как всё было.
Нотариус как беспристрастная третья сторона будет задавать предоставленные сторонами дела и согласованные с судьей вопросы и фиксировать ответы в своем протоколе. А, в свою очередь, нотариально удостоверенный протокол по закону можно будет приобщить к делу наравне с очными показаниями свидетелей в зале суда.