Простое удержание наследником таких документов, как пояснил Верховный Суд, нельзя расценивать как совершение им юридически значимых действий по принятию наследства.
ВС разграничил понятия “хранение документов на наследственное имущество” и “хранение наследственного имущества”. В первом случае обстоятельства не подтверждают факт принятия наследства, а во втором – наоборот.
После смерти бабушки внучка пропустила сроки принятия наследства, но суды признали, что она фактически вступила в права наследования. Доказательством послужили представленные ею документы наследодателя — сберкнижка и свидетельство о праве собственности на земельный участок.Другой наследник подал жалобу в Верховный суд и Судебная коллегия по гражданским делам отменила решения нижестоящих инстанций, вернув дело на новое рассмотрение.
“Документы могут являться доказательством принятия наследства при условии, что наследник использовал их, осуществляя действия в течение срока принятия наследства, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, например получив денежные средства со сберегательного счета для покрытия расходов на достойное погребение наследодателя. Применительно к свидетельству о праве на землю – для уплаты обязательных платежей, доступа на земельный участок для его последующей обработки и т.п. Простое удержание наследником таких документов нельзя расценивать как совершение юридически значимых действий по принятию наследства», – заметил ВС РФ.
Подробнее — в материале «Адвокатской газеты»